Что можно считать показателем экономического роста

Что можно считать показателем экономического роста

Следует различать как количественные, так и качественные показатели экономического роста. Общепринятой количествен­ной мерой экономического роста являются показатели абсолют­ного прироста или темпов прироста реального объема выпуска в целом или на душу населения.

Оба показателя дополняют друг друга. Динамика и темпы роста реального ВВП характеризуют общие масштабы нацио­нальной экономики, изменение ее доли в системе мирового хо­зяйства, но ничего не говорят о жизненном уровне населения. Показатель реального ВВП, деленный на численность населения (ВВП на душу населения) даст представление и о темпах эконо­мического роста, и об изменении в этой связи благосостояния населения. Сведения о динамике производства в расчете на душу населения применяются для характеристики уровня жизни и его сравнения с уровнем жизни в других странах.

Кроме общих показателей экономического роста (ВВП и ВВП на душу населения) используют ряд частных показателей.

Важнейший частный показатель экономического роста — произ­водительность труда, чаше всего измеряемая как производство продукции за один час. Производительность труда в общем виде характеризуется соотношением объема произведенной продук­ции и затратами трудовых ресурсов. Измеряется она отношени­ем выпуска продукции (в масштабах страны — национального дохода) к затратам живого труда.

Показатель, обратный произво­дительности труда, — трудоемкость продукции. Трудоемкость — затраты рабочего времени на производство единицы продукции.

Для характеристики экономического роста используется так­же показатель фондоотдачи, характеризующий производитель­ность капитала. Фондоотдача — отношение произведенного продукта к затратам капитала. Показатель, обратный фондоотда­че, — капиталоемкость продукции. Капиталоемкость — соотно­шение, показывающее, какое дополнительное количество капи­тала необходимо для производства единицы продукции.

Кроме количественных, используются и качественные пока­затели экономического роста, характеризующие его социальную направленность. Это показатели динамики свободного времени населения, степени социальной защиты населения, развитости социальной инфраструктуры, роста инвестиций в человеческий капитал и пр.

Следует иметь в виду, что между темпами экономического роста и повышением его качества существуют определенные противоречия. Так, например, темпы роста окажутся выше, если будет увеличена продолжительность рабочего дня или рабочей недели. Но при этом сокращаются ресурсы свободного времени населения. С другой стороны, скажем, улучшение условий труда требует дополнительных затрат на совершенствование эргономи­ческих характеристик рабочих мест, установку средств очистки воздуха в производственных помещениях от пыли и газа, сниже­ние чрезмерного шума и вибрации и т. д. И хотя подобные меры, как правило, способствуют определенному повышению производительности труда, однако в целом связанные с этим из­держки не дают немедленной экономической отдачи и сдержи­вают темпы экономического роста.

Типы и факторы экономического роста

История национальных хозяйств знает два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

Экстен­сивный экономический рост достигается за счет использования большего количества факторов производства (труд, земля, новые месторождения, капитал, предпринимательская способность). Здесь прирост производства продукции достигается за счет количественного роста численности и квалификационного состава работников, за счет повышения мощности предприятия, т. е. увеличения количества установленного оборудования.

Интенсивный экономический рост связан с повышением отдачи с единицы используемых произ­водственных ресурсов и применением более эффективных фак­торов производства. Здесь увеличение объема производства обеспечивается за счет применения более совершенной техники, достижений науки, повышения квалификации работников. На практике указанные темпы роста в чистом виде не встречаются. Принято считать, что преимущественно интенсивный рост имеет место в том случае, если более 50 % прироста производства дос­тигнуто за счет интенсивных факторов. Если же свыше 50 % прироста обеспечено за счет вовлечения в производство новых ресурсов, то говорят о преимущественно экстенсивном росте.

На сегодняшний день все большее распространение получает концепция инновационного экономического роста. Инновацион­ный экономический рост базируется на развитии предпринима­тельской инициативы в сфере рыночной, научно-технической и организационно-экономической деятельности. Его предпосыл­ками являются современный этап научно-технической револю­ции и глобализация экономики, резко обострившие конкурен­цию между фирмами разной национальной принадлежности. Поэтому сегодня ведущие фирмы стали сосредотачивать свою деятельность не на сбыте того, что освоено производством, а на предложении продукции, отвечающей предпочтениям потреби­телей, а также на создании новых продуктов и активном форми­ровании потребности в них. По своему содержанию инноваци­онный тип роста есть модификация интенсивного роста, по­скольку оба они опираются на качественное совершенствование факторов производства. Однако в отличие от последнего, инно­вационный тип четко сориентирован на меняющиеся запросы потребителей и их активное формирование путем постоянного совершенствования имеющихся и создания новых продуктов на основе достижений НТП.

Читайте также:  Как приготовить ягодный морс

Понятие «фактор» обычно трактуют как источник, движу­щую силу развития, изменение чего-либо.

Факторы экономиче­ского роста — явления и процессы, определяющие темпы, масштабы и качественные характеристики прироста реального объе­ма национального производства. Факторы экономического роста можно классифицировать по-разному. В соответствии с выделением типов экономического роста, его факторы также разделяют на две группы: экстенсивные и интенсивные.

К экстенсивным факторам экономического роста относят рост затрат капитала и труда, к интенсивным факторам — технологический прогресс, повышение качества человеческого капитала, совершенствова­ние системы управления и пр.

Экономический рост всегда выступает как результат дейст­вия экономических и неэкономических факторов.

К экономиче­ским факторам относят увеличение количества и совершенство­вание качества используемых ресурсов, к неэкономическим фак­торам — военно-политические, географические, климатические, национальные, культурные и пр.

По способу воздействия на процесс экономического роста разграничивают прямые и косвенные факторы.

Прямые факто­ры непосредственно определяют возрастание производственного потенциала национальной экономики. К ним относят измене­ние количества и повышение качества используемых трудовых, природных и капитальных ресурсов; совершенствование техно­логии и организации производства; уровень предприниматель­ской активности населения.

Косвенные факторы опосредованно воздействуют на процессы роста, способствуя или, напротив, препятствуя реализации растущего потенциала экономики. К та­ким факторам относят цены на ресурсы, степень монополизации рынков» характер распределения доходов в обществе, систему налогообложения и кредитно-финансовую систему, объем пла­тежеспособного спроса и пр.

В доиндустриальном и индустриальном обществах основным источником экономического развития выступали материальные факторы. Становление и развитие постиндустриального общест­ва базируется на человеческом капитале. Согласно расчетам аме­риканских экономистов, в 1890 г. 50% ВВП приходилось на долю сырьевых ресурсов. Через 100 лет их доля не превышала и 10 %: ведущее место заняли факторы, связанные с человеческим капиталом. По расчетам Всемирного банка, в составе нацио­нального богатства США основные производственные фонды (здания и сооружения, машины и оборудование) составляют всего 19 %, природные ресурсы —15 %, человеческий капитал — 76 %, В Западной Европе соответствующие показатели — 23, 2 и 74 %, в России —«10, 40 и 50 %. В современных условиях в любой сфере экономической деятельности человеческий капитал, его объем, качество и формы использования выступают главным фактором экономического роста, конкурентоспособно­сти и эффективности.

Тест для учеников 11 класса

Скачать:

Вложение Размер
ekonomicheskiy_rost_i_razvitie_test.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экономический рост и развитие

  1. Укажите, что можно считать показателем экономического роста:
  1. Только реальный ВВП
  2. ВВП в абсолютном значении и на душу населения
  3. Только долгосрочное увеличение ВВП
  4. Все перечисленное
  1. К экстенсивным факторам развития относится:
  1. НТП
  2. Повышение квалификации работников
  3. Расширение масштабов использования ресурсов
  4. Рациональное использование ресурсов и экономия на масштабе
  1. Укажите, что из перечисленного относится к экзогенным (внешним) причинам циклического развития экономики:
  1. Монетарная политика государства
  2. Войны
  3. Сокращение производства
  4. Все перечисленное

4. Экономический рост — это длительное увеличение:

  1. Номинального ВНП в абсолютных значениях
  2. Реального ВВП в абсолютных значениях и на душу населения
  3. Номинального ВНП в абсолютных значениях и на душу населения
  4. Реального ВНП на душу населения
  5. К какому типу экономического роста относится вовлечение в сельскохозяйственный оборот новых земель?
  1. К экстенсивному
  2. К интенсивному
  3. К прогрессивному
  4. К традиционному
Читайте также:  Уход за отцветшей орхидеей

6. Производительность труда на заводе увеличилась в 2 раза за счет нового оборудования. Какой фактор интенсивного роста демонстрирует этот пример?

  1. повышение квалификации работников
  2. Научно-технический прогресс
  3. Рациональное распределение ресурсов
  4. Экономия на зарплате работников

7. Верны ли следующие суждения?

А . Экономическим развитием называют важные изменения в хозяйственной деятельности страны , ее экономике.

Б . Экономическое развитие характерно для развивающихся стран, развитым государствам присущ экономический рост.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Установите порядок фаз экономического цикла, начиная с экономического подъема.

  1. Экономический спад
  2. Депрессия
  3. Оживление
  4. Экономический подъем

9. Установите соответствие:

Причины экономических циклов:

А) войны 1) внешние

Б) сокращение производства 2) внутренние

из-за низкого спроса на товары

В) изменение соотношения совокупного

спроса и предложения

Г) денежная политика

Д) крупные нововведения

Е) природные причины (землетрясения и т.д.)

10. Какой термин в ряду лишний?

Земля, труд, капитал, ВВП

Экономический рост и развитие

1.Какой уровень ВВП имеют в настоящее время развитые страны?

2.Какова цель экономического роста?

1) улучшение жизни людей;

3) рациональное распределение ресурсов;

4)попеременное чередование подъемов и спадов в движении реального ВВП.

1) увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов;

2) увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства;

3) рациональное распределение ресурсов;

4) кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны.

4.Самым важным фактором интенсивного роста является:

1)повышение квалификации работников;

3)рациональное распределение ресурсов;

4)экономия на масштабе.

5.Что такое человеческий капитал?

1) количество работников;

2) ВВП на душу населения;

3) знания и умения людей;

4) малопроизводительный труд.

1) оборудование и инструменты;

2) природные ресурсы;

3) количество трудоспособного населения;

4) малопроизводительный труд.

7.Что из перечисленного ниже является рецессией?

1) полная занятость активного населения;

2) экономика топчется на месте;

3) постепенный рост производства;

4) экономический спад.

8.Годы, когда произошел самый продолжительный и разрушительный кризис 20 века:

9.Одна из внешних (экзогенных) причин циклического развития:

1) монетарная политика правительства;

2) изменение соотношения совокупного предложения и совокупного спроса;

3) пятна на Солнце;

10.Какой термин уместно применять для бедных стран?

Экономический рост и развитие

Укажите, что можно считать показателем экономического роста:

Только реальный ВВП

ВВП в абсолютном значении и на душу населения

Только долгосрочное увеличение ВВП

К экстенсивным факторам развития относится:

Повышение квалификации работников

Расширение масштабов использования ресурсов

Рациональное использование ресурсов и экономия на масштабе

Укажите, что из перечисленного относится к экзогенным (внешним) причинам циклического развития экономики:

Монетарная политика государства

4. Экономический рост — это длительное увеличение:

Номинального ВНП в абсолютных значениях

Реального ВВП в абсолютных значениях и на душу населения

Номинального ВНП в абсолютных значениях и на душу населения

Реального ВНП на душу населения

К какому типу экономического роста относится вовлечение в сельскохозяйственный оборот новых земель?

6. Производительность труда на заводе увеличилась в 2 раза за счет нового оборудования. Какой фактор интенсивного роста демонстрирует этот пример?

повышение квалификации работников

Рациональное распределение ресурсов

Экономия на зарплате работников

7. Верны ли следующие суждения?

А. Экономическим развитием называют важные изменения в хозяйственной деятельности страны , ее экономике.

Б. Экономическое развитие характерно для развивающихся стран, развитым государствам присущ экономический рост.

1) верно только А 3) верны оба суждения

Читайте также:  Уход за бетоном после заливки осенью

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8 .Какой термин уместно применять для бедных стран?

1) экономический цикл;

2) экономическое развитие;

3) экономический рост;

9. Установите соответствие:

Причины экономических циклов:

А) войны 1) внешние

Б) сокращение производства 2) внутренние

из-за низкого спроса на товары

В) изменение соотношения совокупного

спроса и предложения

Г) денежная политика

Д) крупные нововведения

Е) природные причины (землетрясения и т.д.)

10. Что лишнее в ряду? Объясните

Земля, труд, капитал, ВВП

Экономический рост и развитие

1.Какой уровень ВВП имеют в настоящее время развитые страны?

2.Какова цель экономического роста?

1) улучшение жизни людей;

3) рациональное распределение ресурсов;

4)попеременное чередование подъемов и спадов в движении реального ВВП.

1) увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов;

2) увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства;

3) рациональное распределение ресурсов;

4) кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны.

4.Самым важным фактором интенсивного роста является:

1)повышение квалификации работников;

3)рациональное распределение ресурсов;

4)экономия на масштабе.

5.Что такое человеческий капитал?

1) количество работников;

2) ВВП на душу населения;

3) знания и умения людей;

4) малопроизводительный труд.

1) оборудование и инструменты;

2) природные ресурсы;

3) количество трудоспособного населения;

4) малопроизводительный труд.

7.Что из перечисленного ниже является рецессией?

1) полная занятость активного населения;

2) экономика топчется на месте;

3) постепенный рост производства;

4) экономический спад.

8.Одна из внешних (экзогенных) причин циклического развития:

1) монетарная политика правительства;

2) изменение соотношения совокупного предложения и совокупного спроса;

3) пятна на Солнце;

9. Установите порядок фаз экономического цикла, начиная с экономического подъема.

10. Что лишнее в ряду? Объясните

Экономия на масштабе, НТП, повышение квалификации рабочих, разработка новых месторождений

Остальное это факторы экон.роста

Разработка новых месторождений

Остальное интенсивный путь развития

  • Тесленко Наталия АлександровнаНаписать 12662 29.09.2015

Номер материала: ДВ-019850

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте "Инфоурок".

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте "Инфоурок"!

Низкая стоимость обучения

Не требуется ЕГЭ

    29.09.2015 6873
    29.09.2015 435
    29.09.2015 1569
    29.09.2015 4702
    29.09.2015 2294
    29.09.2015 330
    29.09.2015 341

Не нашли то что искали?

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Ссылка на основную публикацию
Что можно сделать из горбыля фото
Сейчас очень престижно быть хозяином загородного особняка. Именно в таком доме вы можете легко уединиться в жаркую летнюю пору, здесь...
Что бывает оранжевого цвета 100 к 1
На вопрос к сегодняшней игре "Что бывает оранжевым" самым популярным у опрошенных игроков стал ответ "апельсин или мандарин", а вот...
Что вкусного приготовить из яблок
Ароматные пироги с корицей, печёные яблоки с мороженым и карамелью, оригинальные салаты и не только. 1. Классический яблочный пирог Ингредиенты...
Что можно сделать из дерева 6 класс
На сегодняшний день из дерева делают огромное количество разных вещей, включая USB накопители, фонарики и даже мотоциклы. С одними из...
Adblock detector